Карта трассы Пирита-Козе-Клоостриметса Эстонская ССР

Пирита-Козе-Клоостриметса (Иру-Люкати-Клоостриметса)
Pirita-Kose-Kloostrimetsa (Iru-Lükati-Kloostrimetsa)


Координаты старта-финиша в 1947-1963 гг.: геодезические СК-42: 59°28′06,2″ с. ш., 24°52′10,1″ в. д.; прямоугольные Гаусса-Крюгера: 6596897, 5379226
Координаты старта-финиша в 1959-1962 гг.: геодезические СК-42: 59°28′21,7″ с. ш., 24°53′12,6″ в. д.; прямоугольные Гаусса-Крюгера: 6597345, 5380225
Координаты старта-финиша в 1965-1977 гг.: геодезические СК-42: 59°27′34,5″ с. ш., 24°50′48,8″ в. д.; прямоугольные Гаусса-Крюгера: 6595957, 5377915
Современный статус: не используется
Расположение трассы Пирита-Козе-Клоостриметса

Пирита-Козе-Клоостриметса (1947-1963)

Пирита-Козе-Клоостриметса (1960-1962)

Иру-Люкати-Клоостриметса

Иру-Люкати-Клоостриметса

Пирита-Козе-Клоостриметса (1965-1977)

Пирита-Козе-Клоостриметса (1965-1977)

Среди всех гоночных трасс Советского Союза дорожное кольцо в долине реки Пирита имело наиболее долгую историю. Первые соревнования – мотоциклетные гонки – состоялись там 17 сентября 1933 г. В следующем году в Пирите впервые стартовали и автомобили; эти соревнования известны как Большой Приз Эстонии (Eesti Suursõit). В том году в двух классах победили англичанин Дэвид Ферриер и местный участник Ханс Таэль. Большой Приз Эстонии состоялся еще дважды с участием преимущественно финских и эстонских гонщиков. Трасса представляла собой кольцо из дорог общего пользования длиной 6761 м, располагавшееся по обоим берегам Пириты и дважды пересекавшее реку по деревянным мостам. Дороги были весьма узки, и лишь около двух третьих круга имели асфальтовое покрытие; оставшаяся часть приходилась на грунтовые дороги. Максимальный перепад высот по ходу круга составлял 22 м. Участки спуска в долину Пириты и подъема из нее имели большие уклоны, сопряженные к тому же с достаточно крутыми поворотами. Практически вся трасса находилась в лесу, за исключением западного участка, проходившего через поселок Пирита при устье реки.

После вхождения Эстонии в состав СССР и окончания войны в Пирите вновь стали проводиться мотоциклетные гонки. Трасса в целом не изменилась по сравнению с довоенным вариантом, за исключением покрытия асфальтом всей длины круга и обустройства в районе старта-финиша трибун для зрителей и судей, комментаторской вышки и боксов для мотоциклов.

В 1957 г. к востоку от трассы началось строительство комплекса зданий для размещения в нем автомотоклуба ДСО "Спартак". Инициатором выступил руководитель клуба Рихард Лаур, а автором проекта стал архитектор Уно Тёльпус. После слияния общества "Спартак" в Эстонской ССР с местным ДСО "Калев" клуб также был передан в его ведение и открыт в 1959 г. уже как республиканский автомотоклуб общества "Калев". Помимо двухэтажного главного корпуса, предназначавшегося для клубной, судейской, медицинской работы и размещения до двадцати пяти иногородних участников, были построены мастерские, в которых мог проводиться ремонт гоночной техники, а также гаражи на сто мотоциклов (или пятьдесят – с колясками) и небольшое число автомобилей. Вообще трасса Пирита-Козе-Клоостриметса была известна прежде всего как место проведения именно мотоциклетных гонок; автомобильные соревнования для нее, несмотря на их также немалую популярность, всегда являлись вторичными. Разрабатывался также проект мотодрома с гаревой дорожкой, который планировалось построить возле клуба, но он осуществлен не был.

Одновременно с открытием автомотоклуба был опробован и новый вариант трассы, зона старта-финиша которого находилась перед зданием клуба. Новая трасса (чаще всего называвшаяся Иру-Люкати-Клоостриметса) имела со старой лишь небольшой общий отрезок длиной около двух километров между поворотами Козе и Кальмисту, в остальном проходя по дорогам к востоку от старого кольца. Длина круга составляла 8646 м, ширина дорог – 6-8 м (кроме моста Люкати, где проезжая часть сужалась до 5 м). Как и прежний вариант трассы, новое кольцо проходило по обоим берегам Пириты, но заходило на водораздельные поверхности дальше, поэтому перепад высот был больше и достигал 36 м. Новая трасса почти не включала в себя дороги с интенсивным движением и не проходила через населенные пункты, что относилось к ее достоинствам. Несомненным преимуществом являлось и расположение зоны старта-финиша непосредственно перед зданием автоклуба, удобное для судей, механиков и зрителей. В то же время узкие дороги с покрытием невысокого качества, по которым проходила трасса, являлись весьма существенным ее недостатком.

Первые соревнования – Большой Приз общества "Калев" (Kalevi Suursõit) – состоялись на кольце Иру-Люкати-Клоостриметса 20 сентября 1959 г. В шести классах автомобилей победителями стали: А. Сейлер (гоночные до 1500 см³), М. Ковалев (гоночные до 2500 см³), В. Орлов и В. Башаров (спортивные до 1500 см³), Б. Динерштейн и М. Мотин (спортивные до 2300 см³), В. Марейкин и А. Суховей (спортивные до 2500 см³), А. Саарм и А. Тыкке (стандартные). Впоследствии кольцо Иру-Люкати-Клоостриметса использовалось всего дважды – для этапов чемпионатов СССР в 1960 и 1962 гг. Абсолютный рекорд трассы установил в 1960 г. Людвиг Кырге на автомобиле "Старый Тоомас" формулы 1: 4 мин 20 с (118,61 км/ч).

После 1962 г. было решено от проведения гонок на кольце Иру-Люкати-Клоостриметса отказаться в пользу прежнего варианта трассы. В 1959-1963 гг. там в основном проходили мотогонки, но в отдельных случаях стартовали и автомобили (как правило, в качестве дополнительных заездов в рамках мотоциклетных соревнований). К тому времени, однако, уже назрела необходимость ремонта покрытия и расширения дорог, входивших в состав трассы. Эти работы начались во второй половине 1964 г. силами второго участка Таллинского городского управления дорожного строительства и ремонта (главный инженер – Х. Вальк). В том году соревнования в Пирите не проводились, а завершилась реконструкция к осени следующего года. Основной целью стало приведение трассы к требованиям ФИМ, что позволило бы проводить на ней официальные международные соревнования. Ширина дорог увеличилась с 4-5 м до 8-10 м, были вырублены деревья, слишком близко подступавшие к дороге, во многих местах вдоль обочин насыпаны земляные валы. Помимо этого, в северо-восточной части трассы были построены новый поворот и короткий прямой отрезок, соединившие улицы Люкати и Клоостриметса в обход прежнего поворота Кальмисту. Длина круга за счет этого сократилась до 6026 м (следует отметить, что в большинстве публикаций и документов указывается длина 6000 м ровно). Поскольку прежняя зона старта-финиша оказалась вне нового кольца, ее перенесли на улицу Козе – южный прямой отрезок трассы; это отвечало требованию ФИМ о расположении старта-финиша на прямой длиной не менее 500 м. Рядом со стартом разместился павильон для судей и хронометристов с комментаторской вышкой и электрическими информационными табло, а также зрительские трибуны и стоянка на 650 автомобилей. Также трибуны для зрителей были сооружены в нескольких местах трассы – как правило, рядом с наиболее зрелищными поворотами, – и оборудованы переходы через трассу.

9-10 октября 1965 г. обновленное кольцо Пирита-Козе-Клоостриметса приняло первые соревнования – очередной, шестой Большой Приз общества "Калев". В заездах автомобилей победили: Я. Кююнемяэ (формула 1), И. Ханге (формула 5 и группа Г), И. Щетинский (группа А), Л. Волков (группа Б). В следующем сезоне на новой трассе состоялся чемпионат СССР для стандартных автомобилей.

Впоследствии таллинская трасса достаточно активно использовалась для проведения этапов чемпионатов СССР по кольцевым автомобильным гонкам: они состоялись там в 1971-1973 (по одному этапу), 1974 (два этапа) и 1976 (два этапа) гг. Также ежегодно проводились автомобильные гонки в рамках традиционных Больших Призов общества "Калев", в которых один раз (в 1969 г.) приняли участие финские гонщики. Один из них – Лео Киннунен на автомобиле "Titan-Mk3" формулы 3 – установил абсолютный рекорд трассы: 2 мин 27 с (147,56 км/ч). После окончания сезона 1977 г. проведение соревнований на трассе Пирита-Козе-Клоостриметса было прекращено в связи с реконструкцией моста у устья Пириты и строительством рядом с ним олимпийского парусного центра. После окончания этих работ в 1980 г. мотогонки вернулись на трассу, но автомобильные гонки на ней больше не проводились. Лишь в 1987 г. в рамках очередного Большого Приза общества "Калев" состоялись короткие показательные заезды гоночных автомобилей, в ходе которых Тоомас Напа на "Эстонии-21.10" формулы 3 показал лучшее время круга 2 мин 22,1 с (152,65 км/ч).

В постсоветский период трасса Пирита-Козе-Клоостриметса продолжала использоваться с прежней активностью; более того, в рамках Больших Призов общества "Калев" время от времени на ней стартовали и автомобили. Однако дорожная трасса, которая существовала уже около сорока лет практически без изменений, явно перестала удовлетворять современным требованиям безопасности, что убедительно показала гибель в 2000 и 2001 гг. двух мотогонщиков. Произвести же ее капитальную реконструкцию не представлялось возможным в связи с тем, что долина Пириты с 1957 г. имеет заповедный статус. В 2006 г. Большой Приз общества "Калев" состоялся в последний раз, после чего гоночное кольцо Пирита-Козе-Клоостриметса перестало использоваться.

Виды кольца Пирита-Козе-Клоостриметса, 1947-1963 гг.

Стартовое поле, 1952 г. Стартовое поле, 1962 г. Поворот Амброзе, 1952 г. Поворот Клоостриметса, 1952 г. Поворот Клоостриметса, 1962 г.

Виды кольца Иру-Люкати-Клоостриметса, 1959-1962 гг.

Парад участников у здания автомотоклуба, 1960 г. Старт у здания автомотоклуба, 1962 г. Стартовое поле, 1960 г. Прямая старт-финиш, 1962 г. Прямая старт-финиш, 1962 г.

Мост через Пириту на Нарвском шоссе (между поворотами Иру и Линнузе), 1962 г. Подъем от моста к повороту Линнузе, 1962 г. Поворот Рандвере, 1962 г. Мост Люкати, 1959 г. Стоянка гоночной техники у здания автомотоклуба, 1960 г.

Виды кольца Пирита-Козе-Клоостриметса, 1965-1977 гг.

Построение участников перед стартом, 1976 г. Зона старта-финиша, 1966 г. Зона старта-финиша, 1972 г. Зона старта-финиша, 1973 г. Зона старта-финиша, 1975 г.

Зона старта-финиша, 1976 г. Стартовое поле, 1976 г. Улица Козе – юго-восточный участок трассы, 1973 г. Поворот Козе, 1975 г. Поворот Рандвере, 1966 г.

Поворот Рандвере, 1966 г. Поворот Рандвере, 1971 г. Поворот Рандвере, 1972 г. Поворот Рандвере, 1976 г. Поворот Клоостриметса, 1971 г.

Поворот Люкати, 1972 г. Поворот Румму, 1966 г. Улица Румму – юго-западный участок трассы, 1966 г. Перекресток улиц Румму и Козе, 1972 г. Парк гоночных автомобилей на улице Козе, 1974 г.

Пирита-Козе-Клоостриметса сегодня

← Гоночные трассы