фото 1
фото 2
фото 3

ЗИС-112/1

Первый спортивный автомобиль ЗИС (ЗИЛ) из серии, объединенной общим индексом "112", построенный в единственном экземпляре в 1952 г. (ведущий конструктор – В. Ф. Родионов). Основной целью создания этого автомобиля являлись испытания узлов и агрегатов серийной модели ЗИС-110, а также опытных узлов при повышенных нагрузках в условиях скоростных соревнований (линейных гонок). Это, в свою очередь, продиктовало выбор основных конструкторских решений, которые легли в основу автомобиля. Так, шасси представляло собой усиленную раму ЗИС-110, а проектирование кузова проводилось исходя из сохранения ее основных параметров, в первую очередь колесной базы. Кузов оригинальной формы (очевидно, за прототип был взят американский "Le Sabre" образца 1951 г.) являлся двухместным купе с жесткой съемной крышей; сам кузов был выполнен из стального листа, съемный верх – из пластмассы. Двигатель – экспериментальный вариант ЗИС-110 со смешанным расположением клапанов (впускные – верхние, выпускные – нижние). Степень сжатия была повышена в пределах, допускавших работу двигателя на бензине с октановым числом 74, впускные трубопроводы расширены. В сравнении с серийным двигателем была уменьшена высота радиатора и расположены ниже водяной насос и вентилятор с целью снижения высоты передней части автомобиля. Сам двигатель был также несколько опущен и сдвинут назад. В систему смазки был введен масляный радиатор. Коробка передач также базировалась на агрегатах ЗИС-110, но имела увеличенные значения передаточных чисел; также было изменено передаточное число главной передачи. Подвеска автомобиля – ЗИС-110, использовавшая пружины и рессоры опытного типа; в заднюю подвеску был введен стабилизатор поперечной устойчивости. ЗИС-112/1 имел два топливных бака емкостью 140 и 80 л, переключение питания двигателя между которыми могло производиться на ходу.

Впервые ЗИС-112/1 принял участие в линейных гонках и рекордных заездах в 1952 г. (фото 1) и продолжал регулярно участвовать в них до 1955 г., однако не установил ни одного рекорда, будучи не способным превысить установленные нормативы для класса 10 (5000-8000 см³). В 1955 г., с началом проведения чемпионатов СССР в форме кольцевых гонок, ЗИС-112/1 начал участвовать в них. В чемпионате СССР 1955 г. автомобиль стартовал практически в неизменном виде по сравнению с линейными гонками, за исключением вырезов в передней части для лучшего охлаждения тормозов (фото 2). Перегрев тормозов уже после нескольких интенсивных торможений был одним из главных конструктивных недостатков, выявленных у ЗИС-112/1 в условиях линейных гонок, и потребовалось улучшение их охлаждения для участия в кольцевых гонках, где тормоза работают в намного более напряженном режиме. Помимо этого, чемпионат 1955 г. показал, что длинная база в сочетании с перегруженными передними колесами (соотношение масс 55-45) совершенно не обеспечивает удовлетворительные для кольцевых гонок характеристики управляемости. В связи с этим к следующему сезону автомобиль подвергся капитальной переделке. Главным изменением стало сокращение колесной базы с 3760 до 3160 мм, что позволило уменьшить общую массу автомобиля, перераспределить ее по осям и тем самым улучшить управляемость. Также был ликвидирован съемный верх кузова и установлено высокое лобовое стекло, несколько повышена мощность двигателя и увеличено передаточное число главной передачи. В усовершенствованном варианте (фото 3) ЗИС-112/1 участвовал в гонках в 1956-1958 гг., завоевав бронзовую (1956, Б. Курбатов и В. Еремин) и золотую (1957, В. Петров и Б. Абрамов) медали чемпионатов СССР. В 1959-1960 гг. в гонках не использовался. В 1961 г. шасси ЗИС-112/1 послужило основой для постройки автомобиля ЗИЛ-112/6.

 1952 г.1956 г.
Масса, кг: 
сухая25001900
снаряженная2750?
полная29152250
Максимальная скорость, км/ч200210
Двигатель:  
Марка и модельЗИС-110 (эксп.)ЗИС-110 (эксп.)
Компоновкарядныйрядный
Число цилиндров88
Число тактов44
Клапанный механизмSVSV
Диаметр цилиндра, мм9090
Ход поршня, мм118118
Рабочий объем, см³60056005
Степень сжатия7,58,1
Мощность, л. с. (при об/мин)182 (3550)196 (3600)
Расположениепереднеепереднее
Марка и модель карбюратораМКЗ-Л3МКЗ-Л3
Число карбюраторов22
Число передач33
Шассишвеллерная лонжеронная рамашвеллерная лонжеронная рама
Габариты, мм:  
Длина59205320
Ширина20852085
Высота15301430
Колея передних колес, мм15601560
Колея задних колес, мм16001600
База, мм37603160
Тип передних тормозовбарабанныебарабанные
Тип задних тормозовбарабанныебарабанные
Передние шины7,50-16"7,00-16"
Задние шины7,50-16"7,00-16"
Передняя подвесканезависимая, пружиннаянезависимая, пружинная
Задняя подвесказависимая, рессорнаязависимая, рессорная
Объем топливного бака, л220220

← Советские спортивные автомобили