фото 1
фото 2

"Звезда-500"

Рекордно-гоночный автомобиль, сконструированный в 1957 г. в бюро скоростных автомобилей НАМИ под руководством А. И. Пельтцера. Официально обозначался как НАМИ-041. Изготовлен в трех экземплярах в сотрудничестве с автобазой сухопутных войск Министерства обороны в сентябре того же года. В основу шасси традиционно для автомобилей Пельтцера была положена лонжеронная рама из двух труб большого (60 мм) диаметра. Для улучшения обтекаемости снизу к раме крепился гладкий дюралюминиевый поддон. Верхняя часть кузова из алюминиевого листа был выполнена полностью закрывающей колеса; над местом гонщика устанавливался откидной обтекатель. Независимая пружинная подвеска всех колес базировалась на деталях легковых автомобилей НАМИ-031 и "Москвич-402"; тормозная система и рулевое управление были также взяты от автомобиля "Москвич-402" с некоторыми изменениями. Мотоциклетный двигатель ИМЗ-М52С размещался в заднем свесе маховиком вперед. Сцепление, коробка передач и главная передача были объединены в одном агрегате с широким применением деталей от мотоцикла М-72. Шины – специальные для рекордных заездов разработки НИИШП. Два топливных бака общим объемом 55 л размещались внутри кузова по обеим сторонам от места гонщика.

С двигателями рабочим объемом 494 см³ автомобили "Звезда-500" относились к формуле 3 при использовании их в кольцевых гонках и к классу 3 – в рекордных заездах. В 1957 г. они впервые стартовали в чемпионате СССР по кольцевым гонкам. В следующем году все три автомобиля приняли участие в рекордных заездах на такыре в районе города Кум-Даг Туркменской ССР. Изначально предполагалось, что они будут стартовать в заездах на длинные дистанции, для которых должна была быть подготовлена кольцевая трасса. Действовавшие нормативы класса 3 составляли 150 км/ч на дистанции 100 км и 110 км/ч на дистанции 500 км. Поскольку в ходе первых испытаний в 1957 г. еще не до конца отрегулированные автомобили развивали скорость около 155 км/ч, можно было ожидать превышения нормативов и установления всесоюзных рекордов. Однако в действительности кольцевая трасса на такыре подготовлена не была, и автомобили "Звезда-500" вынужденно участвовали только в заездах на 1 км со стартом с хода и с места. Один из них под управлением Георгия Сургучева (фото 1) показал скорость 158,4 км/ч при старте с хода и 94 км/ч при старте с места, в то время как действовавший рекорд при старте с хода составлял 227,992 км/ч, а норматив при старте с места – 100 км/ч. В дальнейшем автомобили "Звезда-500" в рекордных заездах не стартовали и до 1961 г. участвовали в кольцевых гонках. В 1959 г. Д. Борисов (фото 2) и Н. Климанов заняли первые два места в чемпионате СССР, а в 1960 г. Борисов стал в общем зачете вторым. В 1961 г. на один из автомобилей был установлен новый кузов с открытыми колесами. После окончания сезона 1961 г. все три автомобиля были списаны.

Масса, кг: 
сухая400
снаряженная440
полная?
Двигатель: 
Марка и модельИМЗ-М52С
Компоновкаоппозитный
Число цилиндров2
Число тактов4
Клапанный механизмOHV
Диаметр цилиндра, мм68
Ход поршня, мм68
Рабочий объем, см³494
Степень сжатия9,0
Мощность, л. с. (при об/мин)35 (7000)
Расположениезаднее
Марка и модель карбюратораК-95
Число карбюраторов2
Число передач4
Шасситрубчатая лонжеронная рама
Габариты, мм: 
Длина3200
Ширина1300
Высота910
Колея передних колес, мм930
Колея задних колес, мм950
База, мм1900
Тип передних тормозовбарабанные
Тип задних тормозовбарабанные
Передние шины4,00-12″
Задние шины4,00-12″
Передняя подвесканезависимая, пружинная
Задняя подвесканезависимая, пружинная
Объем топливного бака, л55

← Советские гоночные автомобили