фото 1
фото 2
фото 3
фото 4
фото 5
фото 6

К-2000, -3000, -5000

Три обозначения: К-2000, К-3000, К-5000 – относились к одному и тому же автомобилю, построенному в 1970 г. В. А. Капшеевым в харьковском автомотоклубе ДСО "Трудовые резервы". Он проектировался для участия в кольцевых гонках, но также активно использовался в рекордных заездах. Конструкция шасси в общем была традиционна для того времени: пространственная сварная рама из труб, расположенный спереди радиатор, независимая пружинная подвеска всех колес с наружными упругими элементами, дисковые тормоза. Первый вариант этого автомобиля, подготовленный к сезону 1971 г., имел двигатель "Москвич-412" и относился к национальной формуле 2. Рабочий объем двигателя был увеличен до 1589 см³ в пределах лимита этого класса (1,6 л), установлены два мотоциклетных карбюратора "Дель-Орто", повышена степень сжатия. В том же году Капшеев подготовил автомобиль с этим двигателем для участия в рекордных заездах в классе 7 (до 2000 см³) – отсюда обозначение этой модификации К-2000 (фото 1). Двигатель получил турбонагнетатель при одновременной замене поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма и распределительного вала (для снижения степени сжатия и изменения фаз газораспределения). Для снижения массы были сняты аккумулятор, генератор, стартер, бензонасос и некоторые другие детали и агрегаты; зажигание осуществлялось от авиационного магнето; пуск двигателя производился расталкиванием автомобиля сзади (для этого к раме крепился специальный кронштейн); над двигателем был установлен топливный бак небольшого объема для подачи топлива самотеком. В октябре 1971 г. Капшеев на подготовленном таким образом К-2000 установил всесоюзный рекорд на дистанции 0,5 км со стартом с места.

К сезону 1972 г. был готов еще один двигатель – ГАЗ-21 увеличенного до 3120 см³ рабочего объема, первоначально турбонагнетателем не оснащавшийся. Вариант автомобиля с этим двигателем получил обозначение К-5000 (фото 2), так как относился к классу 9 (до 5000 см³). В мае 1972 г. на нем был установлен рекорд на 0,5 км со стартом с места. В следующем году этот двигатель также получил нагнетатель (фото 3), но рекордов с ним добиться не удалось. Также Капшеев подготовил другой двигатель ГАЗ-21 для участия в кольцевых гонках в классе формула 1 (рабочий объем был увеличен в пределах 3 л – отсюда индекс К-3000, – повышена степень сжатия, установлены два гоночных карбюратора "Вебер", применена система смазки с сухим картером). Мощность этого двигателя превышала 150 л. с. В 1973-1974 гг. Капшеев дважды стал на этой модификации своего автомобиля чемпионом Украинской ССР, а в 1975 г. занял третье место в чемпионате СССР (фото 4).

В 1976 г. на основе серийных деталей был изготовлен четвертый двигатель для автомобиля Капшеева, относившийся к классу 8 (до 3000 см³). Двигатель базировался на V-образном восьмицилиндровом блоке цилиндров, заново сваренном из частей блока ЗМЗ-53 (от грузового автомобиля ГАЗ-53А) и расточенном под гильзы двигателя "Москвич-412". Головки блока цилиндров и ряд других деталей использовались также от двигателей "Москвич-412", а поршни, шатуны и коленчатый вал были изготовлены самостоятельно. Двигатель имел восемь карбюраторов и систему смазки с сухим картером; применение турбонаддува не предусматривалось. Рабочий объем составлял 2956 см³, а мощность – около 170 л. с. В кольцевых гонках К-3000 в этой модификации участвовал только один раз в 1976 г., а в следующем году Капшеев на нем установил рекорд на 0,5 км со стартом с места (фото 5).

В 1978 г. Капшеев капитально реконструировал свой автомобиль, изменив форму кузова, установив заднее антикрыло и двигатель ВАЗ-2106, подготовленный согласно требованиям формулы 3. На этой модификации (фото 6) он участвовал в кольцевых гонках в 1979-1981 гг., выиграв в 1981 г. чемпионат Украинской ССР. После ухода Капшеева в ДОСААФ его автомобиль остался в клубе "Трудовых резервов"; он сохранился до настоящего времени в состоянии, требующем капитальной реставрации.


Технические данные автомобиля неизвестны.

← Советские гоночные автомобили