фото 1
фото 2
фото 3
фото 4
фото 5
фото 6
фото 7
фото 7

"Эстония-20"

Основная модель гоночного автомобиля в СССР в первой половине 1980-х гг. Конструкторы – М. Конго и Ю. Ива. Автомобиль базировался на узлах предыдущей модели "-19", но в то же время являлся развитием концепции, заложенной в экспериментальный автомобиль "Эстония-19М" 1977 г.: укороченная колесная база, расширяющийся к задней части кузов. Шасси – пространственная рама из хромансилевых труб, кузовные панели – стеклопластиковые. С точки зрения аэродинамики "Эстония-20" являлась шагом вперед по сравнению с моделью "-19". В отличие от нее, в конструкцию "Эстонии-20" изначально были введены переднее и заднее антикрылья с возможностью настройки угла атаки. Подвеска всех колес – независимая, пружинная, практически неизменная по сравнению с "Эстонией-19". Тормоза – дисковые, задние вынесены к главной передаче. Стандартный заводской вариант имел двигатель ВАЗ-21011 (1294 см³), подготовленный согласно требованиям формулы "Восток", мощностью 85 л. с. (путем тщательной самостоятельной настройки двигателей могли быть достигнуты значения около 90 л. с.). Коробка передач и главная передача выполнены на базе агрегатов ЗАЗ-968; предусмотрена возможность быстрой замены шестерен КПП для настройки автомобиля под конкретную трассу.

Дебют первого опытного образца "Эстонии-20" (фото 1) состоялся в 1979 г. под управлением Р. Сарапа. После ряда доработок в конце того же года и в начале следующего были изготовлены еще три предсерийных автомобиля, на которых выступали Т. Напа, Т. Асмер (фото 2) и А. Соотс. В конце 1980 г. началось серийное производство (фото 3). Отпускная цена завода составляла 8000 р. В 1985 г. один из экземпляров "Эстонии-20" стал тысячным гоночным автомобилем, изготовленным ТОАРЗ. В конце того же года производство этой модели было прекращено; всего было изготовлено 263 автомобиля. В гонках они продолжали участвовать до 1989-1990 гг. В общей сложности гонщики, выступавшие на них, выиграли в чемпионатах СССР семь золотых, шесть серебряных и семь бронзовых медалей.

До настоящего времени сохранилось около двадцати автомобилей "Эстония-20", многие из которых участвуют в гонках исторических автомобилей.

Индивидуально модернизированные автомобили

Наиболее частым явлением была подготовка автомобилей к участию в гонках формулы 3, заключавшаяся в установке двигателей ВАЗ-2106 с двумя сдвоенными карбюраторами "Weber". Поскольку – в отличие от аналогичных случаев с моделью "-19" – "Эстония-20" имела антикрылья, значительные переделки аэродинамического решения автомобилей были редки и чаще всего ограничивались установкой самодельных задних антикрыльев взамен стандартных. Тем не менее следует отметить ряд случаев более глубокой модернизации. В 1984-1985 гг. А. Пономарев выступал на автомобиле с широким передним обтекателем (фото 4). Подобное решение применил в 1984 г. на своем автомобиле и В. Султанов. В 1983 г. С. Горшенев оборудовал свой автомобиль боковыми аэродинамическими профилями для создания "эффекта земли" и применил интегрированное в кузов заднее антикрыло (фото 5). За образец в этом случае, вероятно, был взят "Lotus-80" формулы 1. Примерно в это же время подобным образом была модернизирована "Эстония-20" в ЛСА МАДИ (фото 6); здесь была также изменена структура передней подвески. Конструкция оказалась неудачной, и в гонках этот автомобиль участвовал эпизодически. Также в ЛСА МАДИ в 1981-1982 гг. предпринимались попытки замены заднего антикрыла диффузором (фото 7).

Один из автомобилей "Эстония-20" в 1984 г. в харьковской областной технической школе ДОСААФ был усилиями В. Капшеева подготовлен для рекордных заездов на короткие дистанции (фото 8). Для снижения массы были удалены антикрылья и некоторые кузовные панели, демонтированы правый радиатор, аккумулятор, стартер, генератор и некоторые другие агрегаты. Топливный бак был расположен над двигателем для подачи горючего самотеком. Двигатель был установлен большего рабочего объема по сравнению со стандартным (по-видимому, ВАЗ-2103) и подвергся интенсивной форсировке. Предусматривалась возможность питания двигателя как от двух сдвоенных гоночных карбюраторов без наддува горючей смеси, так и с применением турбонагнетателя. Осенью 1984 г. во время заездов на аэродроме Левковка В. Капшеев и В. Игнатьев установили на "Эстонии-20" три всесоюзных рекорда на 0,5 и 1 км со стартом с места в классах 6 и 7 (очевидно, для заездов в классе 7 применялся тот же двигатель, что и в классе 6).

Масса, кг: 
сухая?
снаряженная440
полная?
Двигатель: 
Марка и модельВАЗ-21011
Компоновкарядный
Число цилиндров4
Число тактов4
Клапанный механизмOHC
Диаметр цилиндра, мм79
Ход поршня, мм66
Рабочий объем, см31294
Степень сжатия8,5
Мощность, л. с. (при об/мин)85 (6500)
Расположениезаднее
Марка и модель карбюратора?
Число карбюраторов1
Число передач4
Шасситрубчатая пространственная рама
Габариты, мм: 
Длина3900
Ширина1720
Высота1070
Колея передних колес, мм1380
Колея задних колес, мм1437
База, мм2274
Тип передних тормозовдисковые
Тип задних тормозовдисковые
Передние шины8,15-13″
Задние шины10,00-13″
Передняя подвесканезависимая, пружинная
Задняя подвесканезависимая, пружинная
Объем топливного бака, л28

← Советские гоночные автомобили