фото 1
фото 2
фото 3
фото 4
фото 5
фото 6
фото 7

"Эстония-16М"

Основной советский гоночный автомобиль начала 1970-х гг., созданный на ТОАРЗ в качестве замены модели "-16", не отвечавшей требованиям новой международной формулы 3 (всесоюзной формулы 2). Конструктор – К. Кеель. Несмотря на схожие индексы, модели "-16" и "-16М" не имели практически ничего общего – от "Эстонии-16" неизменным остался по сути лишь рулевой механизм. Основу конструкции составляла пространственная рама из хромансилевых труб диаметром 28 и 20 мм с кузовными панелями из стеклопластика. Колеса – литые, из магниевого сплава. Подвеска передних колес была практически без изменений взята от модели "-9М". Тормозная система – двухконтурная, с раздельным приводом для передних и задних колес. Тормоза всех колес – дисковые. В задней части автомобиля, над капотом двигателя, устанавливался масляный радиатор. Коробка передач – пятиступенчатая, созданная на базе серийной КПП от ЗАЗ-968. В стандартном заводском варианте "Эстония-16М" имела двигатель "Москвич-412", который, согласно требованиям международной формулы 3, имел ограничительную шайбу (рестриктор) с отверстием диаметром 20 мм, через которое проходил весь поступающий в систему питания воздух. По сравнению с моделью "-16", такого рестриктора не имевшей, это снизило мощность на 10-15 л. с.

Первый образец модели "-16М" (фото 1) был изготовлен в 1970 г., и в конце того же года началось серийное производство (фото 2), продолжавшееся до 1974 г. Серийные образцы (фото 3) практически не отличались от первого опытного. Всего было изготовлено 106 экземпляров этой модели. Большая часть автомобилей "Эстония-16М" была выведена из эксплуатации во второй половине 1970-х гг., однако отдельные экземпляры использовались в гонках до 1982-1983 гг. В общей сложности гонщиками, выступавшими на "-16М", было завоевано пять золотых, три серебряные и семь бронзовых медалей чемпионатов СССР. На основе конструкции "-16М" впоследствии были разработаны модели "-17", "-18" и "-18М".

Данных о сохранившихся до настоящего времени автомобилях "Эстония-16М" нет.

Индивидуально модернизированные автомобили

Основным способом модернизации автомобилей "Эстония-16М" являлась установка иных двигателей, нежели "Москвич-412", которыми они оснащались в стандартном заводском исполнении. Связано это было с применением их не только в национальной формуле 2, но также и в формулах 1 и 3. Для участия в национальной формуле 1 устанавливались двигатели ГАЗ-21 или ГАЗ-24 (2445 см3); отдельные гонщики, располагавшие двигателями зарубежного производства ("Ford", FIAT), также устанавливали их на шасси "-16М". Для формулы 3 использовались в основном двигатели ВАЗ-2101 (1198 см3). Наконец, производились и замены двигателей в рамках формулы 2 на ВАЗ-2103 (1451 см3). Отдельно следует упомянуть автомобиль, на котором в 1971-1974 гг. выступал В. Греков, а в 1975 – А. Филиппович (фото 4). Он имел двигатель "Wartburg", формально по рабочему объему (992 см3) подходивший под требования формулы 3, но тем не менее использовался в основном в гонках формулы 2.

Одним из главных конструктивных недостатков "Эстонии-16М" являлась неудачная организация воздушного потока, проходившего через водяной радиатор, что в ряде случаев приводило к ожогам близко расположенных ног гонщика. В связи с этим на некоторых автомобилях в верхней части обтекателя прорезались отверстия для отвода прошедшего через радиатор горячего воздуха. Таким образом были модернизированы, например, автомобили С. Гесса-де-Кальве (фото 5) и М. Балезина (фото 6). На автомобиле А. Долбиша в 1973 г. водяные радиаторы были также смонтированы по сторонам кокпита, а носовой обтекатель получил клиновидную форму (фото 7).

Масса, кг: 
сухая490
снаряженная540
полная?
Максимальная скорость, км/ч200
Двигатель: 
Марка и модель"Москвич-412"
Компоновкарядный
Число цилиндров4
Число тактов4
Клапанный механизмOHC
Диаметр цилиндра, мм82
Ход поршня, мм70
Рабочий объем, см³1478
Степень сжатия9,0
Мощность, л. с. (при об/мин)90 (5800)
Расположениезаднее
Марка и модель карбюратораК-126Н
Число карбюраторов1
Число передач5
Шасситрубчатая пространственная рама
Габариты, мм: 
Длина4050
Ширина1675
Высота900
Колея передних колес, мм1420
Колея задних колес, мм1420
База, мм2350
Тип передних тормозовдисковые
Тип задних тормозовдисковые
Передние шины645-13"
Задние шины645-13"
Передняя подвесканезависимая, пружинная
Задняя подвесканезависимая, пружинная
Объем топливного бака, л45

← Советские гоночные автомобили