фото 1
фото 2

"Звезда-М-НАМИ"

Усовершенствованный вариант автомобиля "Звезда-3М", разработанный конструкторской группой А. И. Пельтцера в НАМИ, куда она была переведена в 1951 г. Новая модификация предназначалась для установления рекордов сразу в трех классах: 1 (до 250 см³), 2 (до 350 см³) и 3 (до 500 см³) – как на коротких, так и на длинных дистанциях. Автомобиль получил внутриинститутский индекс НАМИ-018, но в основном был известен как "Звезда-М-НАМИ".

Работы над двигателем 3П класса 350 см³, использовавшимся ранее на модели "3М", имели основной целью повышение его надежности при сохранении высокой степени форсировки, достигнутой ранее. Шасси и форма кузова по сравнению с моделью "3М" в целом не изменились, однако сухую массу удалось снизить с 470 кг у "Звезды-3М" до 448 кг.

Испытания "Звезды-М-НАМИ" начались летом 1951 г.; в июле Трофим Подкутов установил на ней первый рекорд. Больше в том году рекордных результатов добиться не удалось, однако по результатам испытаний были намечены основные пути совершенствования двигателя 3П, а также начата работа над аналогичными по конструкции двигателями 2П класса 250 см³ и 5П класса 500 см³. В сезоне 1952 г. "Звезда-М-НАМИ" под управлением Алексея Амбросенкова стартовала в рекордных заездах уже в трех классах, установив девять рекордов скорости на различных дистанциях. Всего в течение 1951-1954 гг. этот автомобиль, постоянно совершенствуясь, установил шестнадцать всесоюзных рекордов скорости (пять – в классе 1, шесть – в классе 2, пять – в классе 3), из которых шесть превышали мировые рекорды. Наивысшим достижением стал результат на дистанции 1 км со стартом с хода в классе 2, показанный в октябре 1952 г., – 215,182 км/ч. В конце 1954 г. работы над "Звездой-М-НАМИ" были прекращены в пользу новой модели "Звезда-5".

 класс 1класс 2класс 3
Масса, кг: 
сухая448448448
снаряженная550550550
полная???
Двигатель:   
Марка и модель
Компоновкарядныйрядныйрядный
Число цилиндров444
Число тактов222
Клапанный механизмотсутствуетотсутствуетотсутствует
Диаметр цилиндра, мм33,439,540,8
Ход поршня, мм69,869,869,8
Рабочий объем, см³245345368
Степень сжатия7,58,3?
Мощность, л. с. (при об/мин)56 (7000)67 (7000)64 (7000)
Расположениезаднеезаднеезаднее
Марка и модель карбюратораК-91К-91К-91
Число карбюраторов111
Число передач444
Шасситрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная рама
Габаритные размеры, мм:   
Длина425042504250
Ширина175017501750
Высота730730730
Колея передних колес, мм110511051105
Колея задних колес, мм900900900
База, мм210021002100
Тип передних тормозовбарабанныебарабанныебарабанные
Тип задних тормозовбарабанныебарабанныебарабанные
Передние шины5,00-16″5,00-16″5,00-16″
Задние шины5,00-16″5,00-16″5,00-16″
Передняя подвесканезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружинная
Задняя подвесканезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружинная
Объем топливного бака, л404040

← Советские рекордные автомобили