фото 1
фото 2

"Салют", "Салют-М"

Один из ранних советских рекордных автомобилей, работа над которым началась весной 1947 г. в Бюро гоночных автомобилей ЦКБ Главмотовелопрома под руководством М. М. Дерковского и И. А. Юрушкина. Автомобиль базировался на лонжеронной раме из труб диаметром 80 мм и имел обтекаемый кузов с закрытыми колесами и откидным обтекателем над местом гонщика. Форма кузова была разработана с учетом испытаний в аэродинамической трубе. Из-за малых размеров кокпита для удобства посадки руль был выполнен быстросъемным. Подвеска всех колес – независимая, торсионная. Рулевое управление было использовано от ГАЗ-20, тормоза и колеса – от "Москвича-400"; скоростные шины были изготовлены по особому заказу. Двигатель располагался в заднем свесе, позади ведущих колес. Изначально планировалось установить на "Салют" двухтактный гоночный двигатель М-5А рабочим объемом 490 см³, однако работа над ним не была завершена, и вместо него использовался аналогичный по конструкции мотоциклетный двигатель ГК-1 класса 350 см³ – фактически предшественник М-5А. В каждом из двух цилиндров этого двигателя находились встречно движущиеся поршни, каждый из которых приводил в движение отдельный коленчатый вал. Валы были соединены шестернями со смещением по углу поворота, благодаря чему выпускные окна закрывались раньше впускных; это позволяло использовать нагнетатель для наддува горючей смеси. Коробка передач была также взята от мотоцикла ГК-1.

В 1948 г. "Салют" был закончен постройкой и прошел испытания (одновременно с "Пионером") в августе-ноябре того же года (фото 1), но в рекордных заездах участия не принимал, так как конструкция в целом требовала серьезной доработки. Впоследствии работа была продолжена по модернизированному проекту "Салют-М" (фото 2), который существенно отличался от первоначального варианта: двигатель был перенесен в пределы колесной базы, а алюминиевый кузов оставлял колеса открытыми; также изменилась задняя подвеска, в качестве упругого элемента в которой применялись резиновые втулки, работавшие на скручивание. Изготовление автомобиля "Салют-М" было завершено весной 1949 г.; в июне Владимир Силантьев установил на нем всесоюзный рекорд на 1 км со стартом с места в классе 350 см³ – 95,617 км/ч. Также во время испытаний "Салют-М" прошел 1 км со стартом с хода со средней скоростью 155 км/ч. В дальнейшем работы над этим автомобилем были прекращены.

Масса, кг: 
сухая?
снаряженная400
полная?
Двигатель: 
Марка и модельГК-1
Компоновкарядный
Число цилиндров2
Число тактов2
Клапанный механизм
Диаметр цилиндра, мм42
Ход поршня, мм62
Рабочий объем, см³343,6
Степень сжатия7,0
Мощность, л. с. (при об/мин)46 (6500)
Расположениезаднее
Марка и модель карбюратора?
Число карбюраторов1
Число передач4
Шасситрубчатая лонжеронная рама
Габаритные размеры, мм: 
Длина?
Ширина?
Высота?
Колея передних колес, мм1260
Колея задних колес, мм1230
База, мм2200
Тип передних тормозовбарабанные
Тип задних тормозовбарабанные
Передние шины4,50-16″
Задние шины4,50-16″
Передняя подвесканезависимая, торсионная
Задняя подвесканезависимая, торсионная
Объем топливного бака, л?

← Советские рекордные автомобили