фото 1
фото 2
фото 3

ХАДИ-4

Рекордный автомобиль класса 8 (до 3000 см³), разработанный в лаборатории скоростных автомобилей ХАДИ в 1963 г. с широким использованием узлов и агрегатов ранее изготовленного автомобиля "ХАДИ-Харьков-6". В целом ХАДИ-4 был выполнен по схеме, являвшейся логическим продолжением предыдущих конструкций Владимира Никитина: среднемоторная компоновка с выдвинутым вперед местом гонщика и силовым агрегатом, соединенным с главной передачей карданным валом; шасси – сварная лонжеронная рама из труб большого (90 мм) диаметра. Отличительной особенностью конструкции являлось включение труб рамы в систему охлаждения двигателя (передняя часть) и систему смазки (задняя часть). Кузовные панели (цельная верхняя часть кузова и гладкое днище) были изготовлены из стеклопластика; их форма разрабатывалась с учетом испытаний в аэродинамической трубе, проводившихся в сотрудничестве с Харьковским авиационным заводом. Двигатель представлял собой собственную конструкцию на основе расточенного блока цилиндров ГАЗ-21. В нем были применены такие передовые для того времени решения, как непосредственный впрыск топлива, установка четырех клапанов и двух свечей зажигания на цилиндр. Степень сжатия была повышена до 8,83, при этом в качестве топлива использовался метанол. Система смазки была выполнена с сухим картером. Двигатель оснащался коловратным нагнетателем, что повысило его мощность примерно до 200 л. с. Коробка передач использовалась на основе серийной от ГАЗ-20. В главную передачу были введены быстросменные шестерни. Тормоза присутствовали только на задних колесах. Расчетная скорость ХАДИ-4 составляла около 300 км/ч.

Участвуя в августе-сентябре 1963 г. в рекордных заездах на озере Баскунчак, ХАДИ-4 под управлением Никитина показал на дистанциях 1 и 5 км со стартом с хода скорость 270 и 251 км/ч соответственно. В качестве всесоюзных рекордов эти результаты утверждены не были, так как не превысили существовавшие на тот момент нормативы, но получили статус республиканских. Во время заезда на дистанцию 10 км со стартом с хода из-за лопнувшей шины произошла авария; Никитин получил серьезные травмы, автомобиль же полностью сгорел и впоследствии восстановлен не был. В 1964 г. по тем же чертежам был построен практически идентичный автомобиль, получивший обозначение ХАДИ-5.

Масса, кг: 
сухая?
снаряженная700
полная?
Двигатель: 
Марка и модельсобств. конструкции
Компоновкарядный
Число цилиндров4
Число тактов4
Клапанный механизмOHV
Диаметр цилиндра, мм?
Ход поршня, мм?
Рабочий объем, см³2980
Степень сжатия8,83
Мощность, л. с. (при об/мин)200 (?)
Расположениезаднее
Марка и модель карбюраторасистема впрыска топлива
Число передач3
Шасситрубчатая лонжеронная рама
Габаритные размеры, мм: 
Длина4250
Ширина1150
Высота780
Колея передних колес, мм830
Колея задних колес, мм740
База, мм2900
Тип передних тормозовотсутствуют
Тип задних тормозовбарабанные
Передние шины4,00-12″
Задние шины4,00-12″
Передняя подвесканезависимая, пружинная
Задняя подвесказависимая, рессорная
Объем топливного бака, л?

← Советские рекордные автомобили