фото 1
фото 2
фото 3

ХАДИ-21Э, -23Э

Рекордный электромобиль третьего поколения, созданный в лаборатории скоростных автомобилей ХАДИ под руководством Ю. К. Стебченко. За основу было взято шасси автомобиля ХАДИ-10. Несмотря на вытекающее из этого внешнее сходство с автомобилями для кольцевых гонок (фото 1), ХАДИ-21Э был рассчитан на применение только в рекордных заездах. Так, задний мост не имел подвески и дифференциала, что являлось характерной чертой конструкций для заездов на короткие дистанции; кузов был снабжен задним антикрылом. Рулевое колесо было выполнено съемным для удобства посадки в кокпит. Изначально передние и задние колеса были одинакового размера, однако впоследствии для рекордных заездов устанавливались передние колеса малого размера, с шинами 4,00-12″. Силовая установка представляла собой два танковых стартера-генератора СГ-10, передававших крутящий момент на общий редуктор. Питание осуществлялось от батареи из двенадцати серебряно-цинковых аккумуляторов. Была предусмотрена возможность езды с питанием как от всех двенадцати, так и от восьми аккумуляторов. Расчетная максимальная скорость составляла 250 км/ч.

Работа над проектом ХАДИ-21Э началась в 1980 г., а постройка электромобиля была завершена осенью 1982 г. В сентябре следующего года Стебченко на ХАДИ-21Э установил новый всесоюзный рекорд на дистанции 0,5 км со стартом с места в классе 1 группы VII. Заезды проходили со снятыми кузовными панелями (фото 2).

В 1984 г. на шасси ХАДИ-21Э был установлен новый обтекаемый кузов с закрытыми колесами, после чего автомобиль получил обозначение ХАДИ-23Э (фото 3). Эта модификация получила также реечное рулевое управление; остальные узлы остались без изменений. ХАДИ-23Э участвовал в последних официальных рекордных заездах в СССР, состоявшихся в 1984 г., однако ни с новым обтекаемым кузовом, ни без него результат ХАДИ-21Э превзойти не удалось. ХАДИ-23Э хранился в ЛСА ХАДИ по крайней мере до 1992 г., после чего, по-видимому, был разобран.

Снаряженная масса, кг:600
Двигатель2 электрических СГ-10
Мощность, кВт2×30
Номинальное напряжение, В48
Расположениезаднее
Тип аккумуляторовсеребряно-цинковые
Число аккумуляторов12
Шасситрубчатая пространственная рама
Габаритные размеры, мм: 
Длина4300
Ширина1680
Высота820
Колея передних колес, мм1550
Колея задних колес, мм1140
База, мм2800
Тип передних тормозовбарабанные
Тип задних тормозовбарабанные
Передние шины4,00-12″
Задние шины6,50-13″
Передняя подвесканезависимая, пружинная
Задняя подвескаотсутствует

← Советские рекордные автомобили