фото 1
фото 2
фото 2

ХАДИ-13Э

Рекордный электромобиль второго поколения, изготовленный в ЛСА ХАДИ под руководством В. К. Никитина. В основу конструкции был положен один из разрабатывавшихся совместно с Харьковским политехническим институтом эскизных проектов реактивного рекордного автомобиля ХАДИ-9 (автор – М. М. Шапошников) с уменьшением всех размеров примерно в два раза. Данная схема обеспечивала снижение лобовой площади и аэродинамического сопротивления, однако потребовала принципиального изменения компоновки по сравнению с предыдущей моделью ХАДИ-11Э для размещения узлов в узком и длинном кузове. Источником питания являлись десять серебряно-цинковых аккумуляторов. В отличие от ХАДИ-11Э, на ХАДИ-13Э была применена электронная система управления скоростью. Шасси представляло собой пространственную ферму из труб; кузов был изготовлен из стеклопластика. Для повышения устойчивости на больших скоростях в задней части был предусмотрен стабилизатор, а по бокам – небольшие закрылки. Над местом гонщика устанавливался обтекатель (фото 1), однако в рекордных заездах (фото 2) от него отказались. Передняя подвеска и рулевое управление были позаимствованы от автомобиля ХАДИ-3; задняя подвеска отсутствовала. На передние колеса монтировались чехословацкие авиационные шины "Barum Aero", на задние – стандартные скоростные шины НИИШП.

Постройка ХАДИ-13Э была начата в конце 1975 г. и закончена в феврале 1976 г. В течение следующих полутора лет электромобиль использовался в основном в агитационных и рекламных целях, являясь экспонатом разнообразных выставок и смотров научно-технического творчества молодежи как в СССР, так и за границей (Австрия), что откладывало его полноценные испытания и доводку. Только в сентябре 1977 г. ХАДИ-13Э стартовал в рекордных заездах на полигоне НАМИ под Дмитровом; в ходе их Дмитрий Сильчик и Ангули Абшилава установили три всесоюзных рекорда скорости в классе 1 группы VII, один из которых превысил соответствующий международный рекорд.

В конце 1980-х гг. ХАДИ-13Э непродолжительное время экспонировался в Мотормузее в Риге, а с 1998 г. находится в музее Киевского политехнического института (фото 3).

Снаряженная масса, кг:350
Двигательэлектрический
Мощность, кВт10
Номинальное напряжение, В24
Расположениезаднее
Тип аккумуляторовсеребряно-цинковые
Число аккумуляторов10
Шасситрубчатая пространственная рама
Габаритные размеры, мм: 
Длина6000
Ширина900
Высота730
Колея передних колес, мм360
Колея задних колес, мм700
База, мм2800
Тип передних тормозов?
Тип задних тормозов?
Передние шины260-85
Задние шины4,00-12″
Передняя подвесканезависимая, на резиновых блоках
Задняя подвескаотсутствует

← Советские рекордные автомобили