Ю. В. Теренецкий, 1975 г. Ю. В. Теренецкий, 2011 г.

Юрий Всеволодович Теренецкий

род. 22.11.1941 г., Москва

Четырехкратный (1972, 1973, 1975, 1976) чемпион СССР по кольцевым автомобильным гонкам, чемпион СССР 1969 г. по спидвею, мастер спорта по автомобильному и мотоциклетному спорту.


Четыре "золота", два "серебра" и две "бронзы" чемпионатов СССР всего за шесть лет гоночной карьеры – подобных результатов мало кому удалось добиться. Не было сезона (кроме дебютного), в котором заводской гонщик АЗЛК Юрий Всеволодович Теренецкий оставался без хотя бы одной медали. Его успехам немало способствовали одновременные выступления как на гоночных, так и на кузовных автомобилях. По-видимому, именно Юрий Всеволодович, будучи первоклассным инженером, сумел подготовить для гонок самый легкий "Москвич-412", который когда-либо существовал: сухая масса 670 кг! Ему же принадлежат последняя победа и последняя медаль всесоюзного чемпионата, добытые на широко известном автомобиле "Москвич-Г5М".

1959-1969 – обучается в Московском авиационном институте на факультете двигателей летательных аппаратов. С 1963 по 1966 гг. – в академическом отпуске. После окончания института работает в лаборатории обеспечения безопасности испытаний космических кораблей.

1962 – начинает участвовать в мотоциклетных соревнованиях (кросс, спидвей) в классе 125 см³ в составе команды мотоциклетной секции МАИ.

1963-1964 – выступает в мотокроссе за команду МАДИ в классах 175 и 350 см³.

1967-1970 – выступает за команду "Центр-Москва" в соревнованиях по спидвею и мотогонкам на льду; в 1969 г. выигрывает чемпионат СССР по спидвею.

1971 – начинает участвовать в кольцевых автомобильных гонках на "Эстонии-15М" формулы 4 за спортивный клуб МАИ. Переходит на работу на АЗЛК в конструкторское бюро скоростных автомобилей, начинает выступать за заводскую команду на "Москвиче-Г5". Занимает седьмое место в чемпионате СССР формулы 1 (86 очков), побеждает на первом этапе чемпионата Прибалтики. Получает первый разряд по автоспорту.

1972 – выигрывает национальный чемпионат формулы 1, победив на этапах в Минске и Риге и набрав 284 очка. Кроме того, выигрывает гонки на призы открытия сезона, памяти Ю. А. Гагарина и "Золотая осень". Становится мастером спорта.

1973 – занимает третье место в чемпионате формулы 1 (победа в Риге, 222 очка). Также побеждает в гонках на призы газеты "Труд" и "Янтарная «Волга»". В КБ скоростных автомобилей готовит облегченный автомобиль "Москвич-412", подготовленный по группе 4. Победив на обоих этапах в Риге и Ленинграде, становится в этом классе чемпионом СССР. Становится пятым на этапе Кубка Дружбы социалистических стран в Минске (21 место в общем зачете Кубка).

1974 – занимает вторые места в чемпионатах формулы 1 (победа на первом рижском этапе) и группы 2. Помимо этого, выигрывает гонки на приз открытия сезона. Участвует в минском этапе Кубка Дружбы социалистических стран.

1975 – становится чемпионом СССР в группе 2, занимает седьмое место на минском этапе Кубка Дружбы социалистических стран.

1976 – занимает третье место в чемпионате формулы 1 (253 очка) и первое – в чемпионате классов 8 и 10 группы 2. Также выигрывает Кубок СССР в классе 8 группы 2. После окончания сезона прекращает участвовать в гонках, тренирует заводского гонщика Л. Каверина. В дальнейшем, став начальником ОТК сборочного производства, прекращает тренерскую деятельность.

Материал подготовлен при содействии Ю. В. Теренецкого.


Первая "проба сил" за рулем "Эстонии-15М" формулы 4 в Лужниках весной 1971 г. Большой приз общества "Калев" на таллинской трассе Пирита-Козе-Клоостриметса в июле 1971 г. – первый старт на "Москвиче-Г5". В том сезоне Юрий Теренецкий выступал под двадцать первым номером, доставшимся ему "в наследство" вместе с автомобилем от Вадима Ржечицкого. Гонщики АЗЛК Юрий Теренецкий (впереди) и Николай Казаков на первом этапе чемпионата СССР 1972 г. в Минске.
На трассе Бикерниеки, 1972 г. "Москвич-412" Юрия Теренецкого на минском этапе Кубка Дружбы социалистических стран 1973 г. Несмотря на хороший результат – пятое место, – войти в основную сборную команду и участвовать во всех этапах Кубка у гонщика шансов не было: высшее образование по специальности "Инженер-механик по ракетным двигателям" автоматически делало его "невыездным". Весна 1973 г., команда АЗЛК по пути на соревнования. Прицепы с гоночными автомобилями везли те самые "технички" "Москвич-427", которые в 1970 г. прошли наравне с "боевыми" машинами всю дистанцию ралли-марафона Лондон-Мехико.
Юрий Теренецкий за рулем своего "Москвича-Г5", 1973 г. Перед стартом второго этапа чемпионата СССР 1973 г. На заднем плане видны "Эстонии" Владимира Глурджидзе (5) и Александра Долбиша (53). Третий этап чемпионата СССР 1973 г. в Риге. "Москвич-Г5" Юрия Теренецкого – слева в первом ряду.
Третий этап чемпионата СССР 1973 г. Поединок Юрия Теренецкого с Сергеем Панасенко (номер 91) на стартовой прямой. Сосредоточенность перед стартом (1973 г.). 1974 г., чемпионат СССР на Невском кольце. На старте автомобили группы 2. В первом ряду "Москвичи" Ю. Теренецкого (83), В. Богатова (75), ? (3) и А. Матвеева (72).
"Москвич-412" Юрия Теренецкого на трассе Бикерниеки в 1974 г. Вместе с механиком заводской команды Леонидом Майоровым (Рига, 1974 г.). В свободное время с крыши "технички" было очень удобно наблюдать за гонками...
Ю. В. Теренецкий поднимает флаг на заводском стадионе. Справа – известный заводской гонщик А. П. Терехин, двукратный (1958, 1959) чемпион СССР по кольцевым гонкам. В мае 1975 г. на стадионе АЗЛК прошли праздничные мероприятия в честь тридцатилетия победы в Великой Отечественной войне. В их программу входили и показательные заезды на двух гоночных "Москвичах-Г5М" по дорожке стадиона. Юрий Всеволодович Теренецкий со всеми своими спортивными наградами в мае 1975 г. на заводском празднике.
Май 1975 г., праздник на заводском стадионе. Слева направо: Ю. В. Теренецкий, В. А. Щавелев – тренер заводской команды, четырехкратный чемпион СССР по ралли и кольцевым гонкам, – и один из членов борцовской команды завода, чемпион РСФСР. Третье и последнее выступление Юрия Теренецкого на этапе Кубка Дружбы состоялось в 1975 г. там же, где и первые два, – на минской трассе Боровая. Первый этап Кубка Дружбы социалистических стран 1975 г., Минск.
Первый этап Кубка Дружбы социалистических стран 1975 г. Юрий Теренецкий преследует гонщика ВАЗа Виталия Богатырева. Старт первого этапа чемпионата СССР 1975 г. Рядом с Теренецким из первого ряда гонку начинает эстонец Юри Хинтс. Первый этап чемпионата СССР группы 2 1975 г. На переднем плане – сверхлегкий "Москвич-412" Юрия Теренецкого. При его создании пришлось преодолеть немало трудностей – и конструкторских, и чисто технологических, – но результат оправдал все ожидания. На этом автомобиле Теренецкий завоевал три "золота" и одно "серебро" всесоюзных чемпионатов, а после ухода из гонок передал его Леониду Каверину, который в 1977 г. взял еще одну серебряную медаль.
Первый этап чемпионата СССР группы 2 1975 г., Киев. В боксах Бикерниеки с В. А. Щавелевым, 1975 г. Один из немногочисленных стартов в ипподромных гонках, зима 1976 г.
Чемпионат СССР классов 8 и 10 группы 2 1976 г. в Риге. Юрий Теренецкий на пути к своему четвертому чемпионскому званию. За ним идет уфимский гонщик Владимир Зарубин, который в итоге займет только восьмое место. Старт первого этапа чемпионата СССР 1976 г. Первый этап чемпионата СССР 1976 г. Юрий Теренецкий преследует ленинградца Владимира Генералова.

← Гонщики