З. Я. Штейнгруд, 1957 г.  

Захар Яковлевич Штейнгруд

22.02.1925, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Украинская ССР – 13.11.1998, Москва

Московский автоспортсмен, гонщик седьмого таксомоторного парка, мастер спорта.


Захар Яковлевич Штейнгруд принадлежал к числу тех людей, с которых началась послевоенная история советского автомобильного спорта. Гонщики тех лет стартовали и в непролазной грязи кроссов на ГАЗ-51, и в линейных гонках по подмосковным шоссе на "Победах", и на узких извилистых дорогах Большого Минского кольца за рулем первых самодельных спортивных автомобилей. Это было поколение пионеров, вынужденных начинать в выбранном ими спорте с нуля и поэтому зачастую шедших вперед методом проб и ошибок, порой обходившихся весьма тяжело. Но именно их опыт во многом лег в основу быстрого послевоенного развития отечественного автоспорта, и нет ничего удивительного в том, что Захар Яковлевич завершил спортивную карьеру уже в кольцевых гонках современного типа, участвуя в них на "Волге", по тщательности подготовки превосходившей даже технику заводской команды.

1941-1945 – военная служба в разведывательной роте артиллерийского полка. Закончил войну в Кёнигсберге.

1950 – поступает на работу в московский седьмой таксомоторный парк.

1951 – начинает заниматься автомобильным спортом (линейные гонки, кроссы).

1955 – в составе команды седьмого таксопарка становится победителем первенства Московского областного совета ДСО "Буревестник" по кроссу в классе ГАЗ-20.

1956 – занимает четвертое место в чемпионате СССР в классе ГАЗ-20 (в качестве механика у Л. Калачева). Также вместе с Калачевым побеждает в первенстве Центрального совета ДСО "Буревестник" (гонки Москва – Минск – Москва) в классе серийных автомобилей.

1957 – совместно с Калачевым строит спортивный автомобиль оригинальной конструкции на агрегатах ГАЗ-20. Вместе с Калачевым выигрывает на нем первенство Центрального совета ДСО "Буревестник". Получает звание мастера спорта.

1958 – получает от А. Шатеркина его спортивный автомобиль, на котором становится восьмым в чемпионате СССР в группе Б (вместе с А. Ионовым).

1961-1966 – участвует в кольцевых гонках на ГАЗ-21.

1962-1969 – участвует в ипподромных гонках на ГАЗ-21: чемпион Москвы 1963 г., победитель первенства Центрального совета ДСО "Спартак" 1964 г.

1966 – во время гонки на Неманском кольце попадает в тяжелую аварию; спустя полгода возвращается в гонки.

Материал подготовлен при содействии А. З. Штейнгруда и А. И. Матвеева.


З. Штейнгруд и И. Байчицман, 1956 г. Перед стартом гонки чемпионата СССР 1956 г. Слева с сигаретой – З. Штейнгруд, протирает автомобиль Л. Калачев, у автомобиля – С. Бауэр. Первомайская демонстрация 1957 г. Рядом с ЗИС-112/1: З. Штейнгруд (крайний слева), Ю. Андреев (крайний справа).
Самодельный спортивный автомобиль Л. Калачева и З. Штейнгруда (за рулем) со снятым кузовом. 1957 г. Подъем флага на церемонии открытия первенства Центрального совета ДСО "Буревестник". Большое Минское кольцо, 1957 г. Старт гонки спортивных автомобилей на первенстве Центрального совета ДСО "Буревестник". Справа налево автомобили: З. Штейнгруда, Ю. Андреева, А. Шатеркина.
Первенство Центрального совета ДСО "Буревестник". Экипаж З. Штейнгруд (водитель) – Л. Калачев (механик) на пути к победе. На месте гибели Л. Калачева. Слева направо: З. Штейнгруд, А. Ионов, (?), Г. Языков, (?), И. Байчицман. Большое Минское кольцо, 1957 г. Работники седьмого таксопарка на демонстрации в 1958 г. Слева – автомобиль А. Шатеркина, в 1958 г. переданный им Штейнгруду. Справа – автомобиль Г. Языкова. Спортсмены слева направо: С. Бауэр, З. Штейнгруд, А. Ионов, И. Байчицман.
На Большом Минском кольце во время чемпионата СССР 1959 г. Рядом с "пятисоткой" ГА-500 слева – З. Штейнгруд, справа – один из гонщиков спортивного клуба Ленинградского военного округа. Шасси спортивного автомобиля на агрегатах ГАЗ-21, изготовленное в седьмом таксопарке по чертежам В. Н. Косенкова (КВН-2500С) примерно в 1959 г. И. Ионовым (стоит рядом) для З. Штейнгруда (сидит за рулем). Кузов предполагалось изготовить из пластмассы. Сам Штейнгруд на этом автомобиле в гонках не участвовал. "Волга", на которой Штейнгруд участвовал в гонках в начале 1960-х гг. Автомобиль имел четырехступенчатую коробку передач, сконструированную А. Шатеркиным. После серьезной аварии в 1966 г. он был разбит, и после возвращения в гонки Штейнгруд стартовал уже на другой "Волге".
1965 г., первенство Центрального совета ДСО "Спартак" по ипподромным гонкам. Крайний слева – В. Бубнов, в шлеме – А. Головкин, с поднятой рукой – З. Штейнгруд.

← Гонщики