1962

Краткий обзор чемпионата СССР


Чемпионат 1962 года стал третьим в истории первенств СССР, включавшим в себя два этапа. На этот раз для их проведения были выбраны трассы Пирита-Козе-Клоостриметса в Таллинне и Качергине (известная тогда также как Неманское кольцо) под Каунасом. Обе они к новому сезону были значительно реконструированы.

Свободная формула в 1962 году была официально переименована в формулу 2, что, впрочем, не имело практически никакого значения: состав участников и их автомобили по сравнению с прошлым годом не претерпели никаких качественных изменений. Во вновь введенной формуле 2, как годом ранее – в свободной формуле, а еще за год до этого – в формуле 1, преобладали автомобили с двигателями "Волга".

В классе формула "Юниор" ленинградцы, выступавшие на КВН-1300Г, окончательно ушли в тень заводских гонщиков МЗМА, представлявших спортивное общество "Труд", – процесс, начавшийся с появлением на трассах в 1961 году нового гоночного "Москвич-Г3" под управлением Юрия Чвирова. К новому сезону этот построенный в единственном экземпляре автомобиль был модернизирован: оснащен немного более мощным двигателем и шинами меньшего размера. Для другого гонщика МЗМА – Евгения Веретова – предназначался старый "Москвич-Г1", построенный еще в 1955 году. Устаревший экспериментальный двигатель модели "-405" был заменен на "-407"; также от "Москвич-407" были взяты некоторые другие узлы ходовой части. При этом снаряженная масса "-Г1", и без того не маленькая, выросла до 710 кг. На модернизированном таким образом автомобиле Веретов участвовал в нескольких гонках конца сезона 1961 года, а в чемпионате СССР 1962 года занял второе место в общем зачете. Еще одной небезынтересной конструкцией стал заднемоторный НАМИ-074Ю, спроектированный известным конструктором рекордных автомобилей "Звезда" А. И. Пельтцером. Этот автомобиль весил в полтора с лишним раза меньше, чем чемпионский "Москвич-Г3", – всего 400 кг, – но, несмотря на это, неоднократный обладатель национальных рекордов скорости Алексей Амбросенков занял на нем только третье место в чемпионате. Появились и первые автомобили, соответствовавшие регламенту международной формулы "Junior", – "Эстония-5" производства ТОАРЗ, – однако по-настоящему время этих автомобилей еще не пришло. Лишь в следующем году в СССР была введена международная 1000-кубовая формула "Junior" вместо 1360-кубовой национальной.

Формула 3 тем временем все больше приближалась к тому, чтобы стать классом-мономаркой, в котором господствовали "Эстонии-3". Ненадежность двух предыдущих лет, когда, как правило, половина гонщиков на эстонских автомобилях не добиралась до финиша из-за поломок двигателей, еще не ушла в прошлое, и результаты гонок по-прежнему определялись скорее не мастерством гонщиков, а надежностью их машин.

Наибольше изменения произошли в классификации спортивных автомобилей: из розыгрыша чемпионата СССР были исключены группы А (свыше 3000 см3) и В (до 2300 см3), и теперь к группе А официально принадлежали автомобили с двигателями рабочим объемом до 3000 см3, а к группе Б – до 2000 см3. Учитывая весьма скудный выбор двигателей, имевшихся в распоряжении гонщиков и конструкторов ("Волга" и "Москвич"), можно сказать, что новая группа А стала аналогом прежней Б (то есть автомобили оснащались двигателями ГАЗ-21), а новая группа Б копировала старую Г (двигатели "Москвич-407").

Впрочем, группа Г как пункт официальной классификации не прекратила своего существования – в 1962 году под этим названием в гонках участвовали модернизированные серийные "Волги" и "Москвичи", причем без какого-либо гандикапа. Такой шаг ФАМС (6 июля 1962 г. ее место официально заняла Федерация автомобильного спорта – ФАС) вызвал интенсивные дискуссии, причем противники введения новой группы Г оперировали двумя основными аргументами. Одни доказывали, что серийным легковым автомобилям вообще нечего делать на гоночных трассах (хотя, например, десятью годами раньше, наоборот, к участию в чемпионате СССР допускались только серийные автомобили с очень ограниченным набором усовершенствований). Другие считали, что при отсутствии гандикапа "Москвичи" станут безнадежно проигрывать "Волгам". Несостоятельность обоих аргументов, впрочем, убедительно доказал сам ход чемпионата: острая борьба в обеих гонках и второе и третье места в общем зачете гонщиков на "Москвичах".

← Сезон 1962 г.